«Слушать хорошую историю легко, а рассказать — тяжело!»:
советы по созданию успешного кино от финского продюсера Риины Хюютии
Впервые в Томске прошел фестиваль кино стран европейского союза. На нем все желающие могут не только посмотреть фильмы разных стран, но и пообщаться с некоторыми режиссерами и продюсерами. Риина Хюютия (Финляндия), продюсер комедийного фильма «Подмышки с корицей, Тату и Пату!» рассказала о специфика работы продюсера, режиссера и сценариста.
Кадр из фильма «Подмышки с корицей, Тату и Пату!» (2016), продюсер Риина Хюютия
Риина была связана с кино уже с детства: ее дядя работал на телевизионной станции. Позже она поступила в университет искусств в Хельсинки. «Это очень хорошая школа кинематографии, – говорит Риина, – Она учит абсолютно всему, охватывает все аспекты: и режиссуру, и продюсирование, и звукооператорскую деятельность». В 2004 году она написала кандидатскую работу, которая была сфокусирована на тех моментах, что происходят до того, когда камера начинает непосредственно снимать, т.е. это как раз работа продюсера, режиссера и сценариста.

Риина уже 20 лет занимается продюсерской работой, у нее есть своя компания Dionysos Films.
Риина рассказала об основных шагах, по которым идет работа над фильмом. Первый и самый важный этап – это идея. По словам Риины, В Финляндии большинство фильмов снимается по книгам. Но при этом это фильм и книги – разные вещи, хоть они порой и рассказывают об одном и том же.

Следующий этап – это написание сценария. Как рассказала Риина, обычно на него уходит от двух до пяти лет. Основным действующим лицом является, конечно, сценарист, но продюсер и режиссер тоже активно участвуют в дискуссиях, выражают свои мнения. На один проект может быть много сценариев, но только один в итоге станет фильмом. «Со сценарием очень интересно работать, потому что представляешь себя на месте зрителей: ты не просто читаешь какие-то слова, а ты представляешь себе именно то кино, которое выйдет в результате», – говорит Риина.

Уже при составлении сценария необходимо думать об актерах. Как рассказала продюсер, кастинг – это очень сложный процесс, который, к тому же, часто приходится подгонять под бюджет. К тому же с известными актерами всегда сложно работать, потому что нужно заранее составлять график съемок. «Мы в нашей компании стараемся привлекать известных людей, но всегда «смешиваем» их с другими, теми, кто только стоит на пороге кинокарьеры».

Кадр из фильма «Летний лагерь для взрослых» (2015), продюсер Риина Хюютия
Риина Хюютия дала несколько советов для тех, кто заинтересован в работе в кино.

  1. Пока вы учитесь в университете, это самое лучшее время, самый лучший возраст, чтобы присоединиться к кинематографии.
  2. Продюсер – это человек, который может вмешиваться в работу, вносить свою лепту на всех этапах производства кино. И это нормально, когда на финальном этапе работы он может решить переснять несколько сцен. Озвучка – это как финальная вычитка, когда ещё можно что-то исправить.
  3. В фильме не обязательно должны быть знаменитости, чтобы он был популярен. Риина считает, что в кино идут «не за лицами, а за сюжетами». Например, ее команда сняла сериал для интернета, где были неизвестные актеры и новички, но среди молодежи он имел успех. Иногда неизвестные лица заставляют нас поверить в правдивость истории, забыть, что перед нами актеры.
  4. В Финляндии, как и в России, многие кинокомпании равняются на Голливуд, но и у него тоже есть недостатки. Например, они не могут быстро и в таком количестве производить новые идеи. И это отличный шанс для создателей фильмов из других стран мира.
  5. Актеров найти сложно, но ещё сложнее найти хороших рассказчиков историй, потому что легко слушать интересные истории, но рассказывать их – настоящий труд.
  6. К компьютерной графике в современном кинематографе не стоит относиться с предубеждением, она очень помогает в работе продюсера. Но самое главное не наличие или отсутствие графики, а профессионализм человека, который ей занимается.
Не рассказывайте историю плохо. Создание фильма – это не читать рецепт. Вы можете делать все, что угодно, все, что вы хотите. На практике вы потом поймете, что, возможно, то или иное решение было не самым мудрым, но я не могу вам дать перечень правил, которые помогут вам снять кино. Когда я готовлю пирог и рождественский ужин, естественно, что я буду использовать разные ингредиенты, но и там, и там, мне нужно будет использовать свое воображение. Именно так и происходит создание фильма,
— резюмировала Риина.